Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.
Официальный сайт государственной программы "Доступная среда"
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОУ "Тюкалинский д/с №8" проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: |
- специально оборудованные учебные кабинеты имеются; |
- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются; |
- библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется; |
- объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется; |
- средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется; |
- обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации отсутствуют; |
- специальные условия питания имеется; |
- специальные условиях охраны здоровья имеется; |
- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется; |
- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется; |
- наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования имеется; |
- наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат не предусмотрено; |
- жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены. |
Предметно-развивающая среда МБДОУ соответствует возрастным особенностям детей и способствует разностороннему развитию. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Компоненты предметно-пространственной среды соответствуют образовательной программе, реализуемой в МБДОУ и гигиеническим требованиям.
В группах созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, познавательной, конструктивной, театрализованной.
Создаются условия для социально-личностного развития воспитанников: для адаптации, комфортного пребывания детей в учреждении, положительного отношения к себе и другим людям, окружающему миру, для коммуникативной и социальной компетенции детей. Имеются различные традиционные и нетрадиционные пособия, оборудование, дидактические материалы.
Развивающая среда в детском саду соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает работу по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей в том числе приспособлены для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Подбор оборудования в группах осуществляется для игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной деятельности, восприятия художественной литературы, а также для активизации двигательной активности детей, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
В МБДОУ «Тюкалинский д/с №8»в наличии нет отдельных специально оборудованных кабинетов, объектов, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Детям-инвалидам и лицам с ОВЗ, обучающимся в ДОУ, не требуются вышеперечисленные объекты и средства.
Конструктивные особенности здания МБДОУ «Тюкалинский д/c №8» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения, иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную организацию В настоящее время невозможно полностью обеспечить доступ в здание дошкольного учреждения инвалидов с нарушениями зрения и передвигающихся в креслах колясках
Для познавательно-речевого развитие детей:
- 1 ноутбуков, 1 экрана, 2 видеопроектора, компьютер-3, 3 принтера, медиотека, интерактивная доска.
- огород, цветники;
- уголки интеллектуальной деятельности со средней группы (дидактические игры, наглядные пособия, календари, коллекции, пособия для математического и речевого развития;
- мини-библиотеки: книжный уголок (произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира, произведения поэтов России, литературные сказки, серии сюжетных картинок, комплекты открыток);
- мини-музеи в старших группах (декоративно-прикладное искусство, камней);
- уголки для познавательно-исследовательской деятельности, включающие разнообразное оборудование, объекты и материалы для исследования;
- уголки конструирования в группах: строительные материалы детали конструкторов разных видов;
- уголки для театрализованной деятельности с разнообразными театрами, костюмами, атрибутами для драматизации;
- уголок «Говори правильно» для коррекционной работы (стол, зеркало, набор предметных и сюжетных картинок, дидактические игры, пособия для мелкой моторики.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для художественно-эстетического развития детей:
- музыкальный зал (пианино-1, музыкальный центр-1, музыкальные инструменты, кукольный театр, ширма, различные костюмы и др.);
- в группах полочка красоты (произведения декоративно-прикладного искусства, репродукции с произведениями живописи);
- выставки детских работ;
- мастерские по ручному труду (старшие группы): образцы поделок и игрушек, коробки с бросовым и природным материалом, бумага разных цветов и фактуры, текстиль, наборы для вышивания, клей, кисть, ножницы;
- уголки свободной самостоятельной деятельности: наборы для рисования лепки, аппликации; - музыкальные уголки с музыкальными инструментами, дидактическими играми, иллюстрациями к музыкальным произведениям.
- в группах имеется магнитофоны с диатекой произведений детской и классической музыки
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для социально-личностного развития детей:
- в группах уголки уединения, уголки отдыха;
- в каждой группе уголки сюжетно ролевых игр;
- в каждой группе имеются физкультурные уголки;
- в каждой группе собраны картотеки (подвижных игр, игр малой подвижности, артикуляционной и пальчиковой гимнастик, наблюдений за природой)
- в группах оформлены уголки по изучению правил безопасного поведения на дорогах.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов.
В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, позволяющая эффективно реализовывать воспитательно-образовательный процесс.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Библиотека.
В МБДОУ собрана библиотека методической и детской художественной литературы.
В МБДОУ имеется демонстрационный материал.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Объекты спорта:
Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью общей предметно - игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствуют развитию двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка в том числе и ребенка-инвалида, и лиц с ограниченными возможностями.
В спортивном зале размещено оборудование:
- Для упражнений в равновесии и развития координации: гимнастическая скамейка, доска ребристая, веревки разной длины и диаметра.
- Для прыжков в высоту с места и с разбега, прыжков в длину с места: маты гимнастические, обручи.
- Для развития координационных способностей, выносливости: мячи резиновые разного диаметра, мячи набивные (метболы), мячи футбольные, мешочки набивные.
- Для обучения детей разным видам лазания, для формирования правильной осанки: стенка гимнастическая, лесенка гимнастическая приставная, доска гимнастическая приставная, веревочная лестница, канат, дуги.
- Для общеразвивающих упражнений: флажки, кегли, кубики, гантели, косички, гимнастические палки, магнитофон, пианино.
В каждой группе организован физкультурный уголок, где размещаются атрибуты для подвижных игр, оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
На территории ДОУ имеется спортивное оборудование, на котором расположены:
- гимнастическая стенка для лазания и перелезания;
- площадка для спортивных игр и упражнений;
Организация питания детей.
В ДОУ организовано 3-разовое питание. Поставка продуктов осуществляется на основе договоров поставки. Все продукты сопровождаются сертификатами качества.
Пищеблок оснащён необходимым для приготовления пищи оборудованием и уборочным инвентарём. Всё промаркировано в соответствии с нахождением в цехах разного назначения (сырой, варёной продукции), в соответствии с приготовляемым блюдом.
Блюда готовятся квалифицированными поварами в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. Персонал пищеблока прошёл санитарное обучение.
Выдача готовой пищи с пищеблока и приём пищи в группе осуществляется согласно режиму дня.
Меню по дням недели разнообразное, разработано с учётом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Соблюдается последовательность технологического процесса приготовления блюд. Нормы питания соблюдаются.
Проводится витаминизация третьих блюд. Имеются технологические карты приготовления пищи. Результаты по нормам питания отслеживаются ежедневно. Бракеражная комиссия ДОУ систематически осуществляет контроль за правильностью обработки продуктов, закладкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи.
Информация о питании детей доводится до родителей - меню на каждый день размещается на специализированных стендах в группах.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Медицинское обслуживание.
Медицинское обслуживание детей обеспечивает медицинская сестра. Медицинский персонал несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Имеется медицинский кабинет, процедурный кабинет. Общее санитарно–гигиеническое состояние соответствует требованиям действующих Сан ПиНов.
Медицинская сестра постоянно осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим режимом в МБДОУ "Тюкалинский д/с № 8", согласно требованиям СанПиНов.
Оформлена вся необходимая документация согласно требованиям и рекомендациям Роспотребназдора, весь персонал учреждения проходит необходимый медицинский осмотр.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Охрана и видеонаблюдение.
Повышение требований к безопасности, антитеррористическая направленность предполагает высокий уровень охраны. Установлена кнопка вызова службы безопасности. В нашем детском саду для безопасного пребывания детей установлена система видеонаблюдения, охрана осуществляется частным охранным предприятием. Видеокамеры охватывают все входы и периметры здания детского сада. Изображение поступает на мониторы, находящиеся в здание ДОУ. Видеонаблюдение позволяет предупредить случаи проникновения посторонних на территорию и в здание детского сада.
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Учреждение имеет доступ к сети Интернет: организована беспроводная WIFI сеть, через Wi-Fi роутер.
Количество единиц вычислительной техники: 3 компьютера, 1 ноутбук, 3 принтера.
Из них используется в учебном процессе: 1
Количество мультимедийных проекторов: 2
Интеративная доска: 1
* в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен.
Доступ воспитанников к ЭОР предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов.